ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа»
Сроки реализации: 2023/2024 – 2025/2026 учебные года
Актуальность педагогического проекта
Целесообразность и актуальность педагогического проекта обусловлена необходимостью воспитания гражданина и патриота, высоконравственной личности, порядочного и культурного человека, что обусловлено требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг. Центральной проблемой воспитания гражданина и патриота является разностороннее развитие нравственно зрелой, творческой личности обучающихся.
Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным.
Наиболее эффективным механизмом воспитания гражданственности и патриотизма, активной гражданской позиции обучающихся и воспитанников является опора на историю и традиции белорусского народа. Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Воспитание гражданина – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания, усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся и воспитанников ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. Патриотизм и гражданственность выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.
Важным условием эффективного гражданско-патриотического, идеологического, нравственного и этического воспитания является использование историко-культурного наследия нашей страны, патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников на основе истории и традиций белорусского народа. Поиском выхода из сложившегося кризиса занимаются как государственные, так и общественные институты. Предлагаются различные экономические, социальные модели преобразования страны. Ищется путь, способный выразить традиции Беларуси и дать ясные патриотические и духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни.
Христианские ценности лежат в основе современной цивилизации и в течение длительного времени влияют на общественно-историческое развитие. В данном проекте реализуется возможность координации совместной нравственно-воспитательной деятельности государства и церкви, разработка и внедрение новых форм социализации личности. Единство и многообразие культурного контекста – это исключительная черта, которая присуща Беларуси.
В настоящее время задача состоит в том, чтобы остаться верными традициям и формировать устойчивое понимание и осознание исторической востребованности патриотизма как социокультурного феномена.
По итогам многолетних исследований можно констатировать, что формирование национального самосознания учащегося происходит только тогда, когда он воспринимает себя личностью, которая уважает свой народ, любит родную землю, стремится изучить историю и культуру своего народа, протянув незримую нить к собственным истокам. Культура и искусство всегда являлись движущей силой развития общества. Без них невозможно сохранить историческую память народа. Ведь без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего. Важно понять, ощутить связь времён, почувствовать сопричастность к традиционной культуре народа, осознать себя в этом мире – кто мы есть на самом деле.
Выбор и актуальность темы педагогического проекта обусловлены необходимостью:
воспитания высокой гражданской позиции и социальной активности;
развития национального самосознания и патриотических чувств учащихся и воспитанников посредством освоения культуры белорусского народа, изучения народных традиций, ремесел, ценностного отношения к своим историческим корням;
формирования гражданских качеств через познание общественно-политической системы государства, прав, обязанностей, осмысление гражданского долга;
воспитания гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре и наследию своей страны.
Актуальность рассматриваемой проблемы формирования и развития гражданственности и патриотизма, недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа».
В государственном учреждении образования «Средняя школа аг.Чачково» есть потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках внедрения модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа.
Цель проекта: эффективная организация процесса гражданского и патриотического воспитания учащихся и воспитанников на основе истории и традиций белорусского народа.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи проекта:
- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа;
- внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа;
- разработать механизм внедрения модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа в социальное пространство учреждения образования;
- определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа в учреждении образования;
- создать благоприятные условия в учреждении образования для гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа;
- обобщить опыт работы участников педагогической деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению модели в образовательную практику.
Этапы реализации педагогического проекта
1 этап. Подготовительный (сентябрь – октябрь 2023 года).
2 этап. Практический (ноябрьь 2023 года – март 2026 года).
4 этап. Обобщающий (апрель 2026 года – июнь 2026 года).
Описание научных теорий и разработок,
на основе которых создан педагогический проект
Определяющее значение в концептуальном плане с позиции нашего исследования имели следующие положения: об индивидуальности личности как субъекте деятельности – Г.С. Абрамова, К.А, Абульханова-Славская, Л.И. Анцыфирова, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, A.B. Брушлинский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.
Наше исследование базируется на теориях и концепциях процесса воспитания, отвечающих изменениям в современном обществе: личностно-ориентированный подход – Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и др.; культурологический подход - И.Е. Видт, A.B. Вилъковска И.Ф. Исаев, М.Л, Ситниковя. В.А. Сластёнин и др; аксиологический подход – С.Ф. Анисимов, H.A. Асташова, В.А. Василенко, И.Ф. Исаев, Н.К. Сергеев, В.А. Сластёнин и др.; системный подход - Ю.К. Бабанский, И.П. Иванов, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королёв, Г.Н. Филонов, Э.Г. Юдин и др.
– теория воспитательного коллектива – Л.П. Буева, С.И. Гессен, Ю.П. Дмитриева, И.В. Зуева, И.П. Иванов, Т.Е. Конникова, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, К.Д. Радина, P.E. Ровинский, В.А. Сухомлинский;
– теория личности –A.A. Бодалев, Л.И. Божович, И А. Гайдучонок, И.С. Кон, К,К. Платонов, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский, С.С. Хоружий, Г.Н. Филонов;
– теория и практика патриотического и духовно-нравственного воспитания-С.А. Алиева, Г.А. Алмонд, Л.И. Аманбаева, А.Н. Вырщиков, О.С. Газман, З.Т. Гасанов, A.C. Гаязов, В.В. Дьяченко, Г.Н. Филонов, А.Я. Камалетдинова, В.В. Макаров, C.B. Марзоев, В.К. Савельев и др.;
– теория коллективного творческого воспитания – О.С. Газман, Т.М. Гудима, И.П. Иванов, В.А. Караковский, JI.B. Куликова, A.B. Мудрик, С.М. Платонова, С.Д. Поляков, A.B. Тубельский, Н.П. Царёва;
– комплексный подход к воспитанию школьников –Ю.К. Бабанский, И.П. Иванов, A.B. Мудрик, Г.А. Победоносцев и др.;
– теория воспитательных систем – В.И. Безруков, Г.С. Зайцев, О.Б. Кузнецова, В.С Лазарев, М.М. Поташник, Л.Д. Панова, С.Д. Поляков, Н.Е. Шуркова, Э.Г. Юдин, В.М. Коротов.
В работах современных белорусских ученых К.В. Гавриловец, А.С. Зубра, В.Т. Кабуша, Ф.В. Кадола, И.И. Казимирской, Н.К. Катович, А.И. Кочетова, А.П. Сманцера, М.А. Станчиц, Ф.И. Храмцовой, В.В. Чечета и др. обосновывается необходимость гуманизации образовательного процесса на основе ценностного подхода, способствующего формированию нравственной личности обучающихся, активной гражданской позиции.
Критерии и показатели эффективности
реализации педагогического проекта
Работа в рамках проекта в учреждения образования позволит максимально эффективно использовать имеющийся опыт гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа и выявить потенциальные ресурсы повышения качества гражданского образования учащихся и воспитанников, формирования компетенций участников образовательного процесса на основе организации учебной и внеучебной деятельности.
Успешной реализации педагогического проекта будут способствовать знания педагогов, полученные в ходе работы над районным педагогическим проектом «Формирование гражданско-патриотических качеств учащихся через организацию взаимодействия с социумом» (2021-2023 года).
В государственном учреждении образования «Средняя школа аг. Чачково» накоплен положительный опыт работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся и воспитанников, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопленного положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Основные направления и методы работы в рамках модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа
Формирование гражданственности и патриотизма обучающихся и воспитанников сегодня невозможно без изучения особенностей гражданского и патриотического воспитания несовершеннолетних и на их основе моделирования жизненных ситуаций, требующих применения соответствующих знаний, умений и наличия определенных личностных качеств.
Решению важных задач формирования гражданских и патриотических качеств личности содействует внедрение в практику работы современных педагогических технологий, инновационных форм и методов воспитательной работы, наполнение их значением, четко закрепляющим позицию молодежи по отношению к своей стране. Обучающиеся познают законы общественного развития, знакомятся с социальными, культурными и историческими достижениями, с героическим прошлым и современными достижениями республики.
Одной из наиболее эффективных форм гражданского и патриотического воспитания, формирования нравственно-этических ценностей является социокультурное проектирование. Проектная деятельность относится к творческой деятельности, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно освоить и усовершенствовать.
Попробовать свои силы в реализации проекта, результатом которого может стать изменение социальной ситуации (в учреждении образования, агрогородке) - озеленить территорию учреждения образования, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады; оказать помощь социально незащищенным слоям населения; поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни - вся эта деятельность позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности для проявления своей гражданской позиции, гражданской активности, ответственности, воспитывает такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение.
Критерии и показатели оценки
эффективности педагогического проекта
Критерии и показатели компетентности педагогов по гражданскому и патриотическому воспитанию на основе истории и традиций белорусского народа
Критерии
|
Показатели
|
Инструментарий
|
Профессиональный рост педагога
|
- положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство;
- профессиональные и личностные достижения педагогов;
- участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив
|
контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой), анкеты (самоанализ).
|
Уровень педагогической деятельности
|
положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий.
|
анкета по самоанализу, анализ результатов уровня воспитанности
|
Обобщение педагогического опыта
|
- положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования);
система открытых мероприятий по теме опыта;
- представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности;
- выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах.
|
анкеты, интервью
|
Продуктивность образовательного процесса
|
- положительная динамика сформированности гражданственности и патриотизма у обучающихся и воспитанников;
- динамика повышения качества знаний в области гражданственности и патриотизма, положительного развития мотивов, коммуникативных, оценочных и рефлексивных умений обучающихся.
|
анкеты, методы диагностики сформированности гражданственности и патриотизма у обучающихся
|
Удовлетворенность результатами педагогической деятельности
|
степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров педагогической деятельностью
|
анкеты, интервью
|
Рефлексивная педагогическая компетентность
|
осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе нравственных ценностей;
отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности;
повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности
|
анкеты, интервью
|
Взаимодействие всех участников педагогического проекта
|
- создание системы взаимодействия субъектов формирования гражданственности и патриотизма обучающихся;
- благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.
|
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности
|
Качество управления педагогическим процессом
|
- рациональное планирование педагогической деятельности;
мониторинг, анализ и контроль качества педагогической деятельности;
- наличие системы стимулирования педагогов.
|
анкеты, интервью,
наблюдения, анализ продуктов деятельности
|
Критерии и показатели сформированности гражданственности и патриотизма у обучающихся и воспитанников
Критерии
|
Показатели
|
Инструментарий
|
Когнитивный
|
познавательный интерес к вопросам гражданственности и патриотизма;
знания, представления, понятия о гражданственности и патриотизме
|
анкеты, наблюдения, методы диагностики сформированности гражданственности и патриотизма обучающихся
|
Мотивационный
|
направленность личности обучающегося;
принятие ценностей белорусского общества, идеологии белорусского государства;
мотивы саморазвития, самореализации
|
анкеты, наблюдения,
методы диагностики сформированности гражданственности и патриотизма у обучающихся
|
Действенно-практический
|
Любовь к Родине, своей истории, традициям; способность к саморегуляции, дисциплинированность;
способность противостоять негативным тенденциям
|
анкеты,
инструментарий для анализа результатов деятельности,
методы диагностики сформированности гражданственности и патриотизма обучающихся
|
Рефлексивно-оценочный
|
рефлексивные и оценочные компетенции (способности, умения и навыки)
|
анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,
методы диагностики сформированности гражданственности и патриотизма обучающихся
|
Ожидаемые результаты:
При реализации данного педагогического проекта будет создана среда в воспитательной системе учреждения образования, которая способствует формированию у обучающихся и воспитанников гражданственности и патриотизма на основе истории и традиций белорусского народа.
Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование гражданственности и патриотизма.
Реализация педагогического проекта будет содействовать:
- практическому решению проблем воспитания гражданственности и патриотизма на основе истории и традиций белорусского народа;
- внедрению эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов с обучающимися и воспитанниками на основе истории и традиций белорусского народа, реализацию приоритетных направлений государственной молодежной политики в учреждении образования;
- воспитанию духовно-нравственной, активной, творческой, успешной личности обучающегося, знающей и уважающей историю и традиций белорусского народа;
- повышению уровня удовлетворенности учащихся, воспитанников, педагогов и законных представителей несовершеннолетних качеством образовательной и социально-воспитательной среды, направленной на воспитание гражданственности и патриотизма на основе истории и традиций белорусского народа.
Материально-техническое обеспечение:
Учебно-материальная база учреждения образования соответствует действующим нормативам, оборудование помещений – правилам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.
В учреждении имеются учебные кабинеты, актовый зал, спортивный зал. Практически все кабинеты имеют достаточную наглядно-дидактическую и методическую базу. Компьютеры подключены к сети широкополосного Интернета, что позволяет педагогам и руководству широко использовать Интернет-ресурсы в образовательной и управленческой деятельности.
Кадровое обеспечение:
В реализацию проекта будут включены директор, заместители директора, специалисты социально-педагогической и психологической службы, воспитатели, учителя, в том числе учителя, выполняющие функции классных руководителей.
Участниками проекта являютсявоспитанники, учащиеся І-ХІ классов, педагогические работники учреждения образования, законные представители несовершеннолетних.
Финансово-экономическое обеспечение:
Финансирование реализации педагогического проекта будет осуществляться из внебюджетных средств, спонсорских средств.
Оценка эффективности реализации проекта
Система объективных критериев оценки результативности
|
Основные направления оценки
|
Сформированность знаний, нравственно-духовные и количественные параметры
|
Формы оценки
|
Сформированность гражданских навыков
|
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- готовность к участию в общественных делах;
- уважение к символике Республики Беларусь;
- готовность к образованию.
|
Контрольные тесты, анкетирование
|
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
|
- патриотизм и любовь к Родине;
- национальное самосознание;
|
Контрольные тесты, анкетирование
|
Количественные параметры
|
- включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданской и патриотической тематике.
|
Контрольные тесты анкетирование, аналитическое наблюдение
|
ЛИТЕРАТУРА
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. «Национальный реестр правовых актов РБ 2/1795 от 17.01.2011. Кодекс РБ об образовании. Минск: К 57 РИВШ, 2011. – 352 с.
- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Уверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 № 82 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
- Кабуш, В. Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 184 с.
- Кадол, Ф. В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников. - Минск, 1998. - 208 с.
- Кадол, Ф. В. Нравственное развитие старшеклассников/ Открытая школа. М., 2000. - № 1. - С.26-30.
- Катович Н.К. Диагностика воспитания в школе: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, классных руководителей, воспитателей. Минск: Национальный институт образования, 2008
- Минова, М. Е. Моделирование и проектирование деятельности детских и молодежных общественных объединений / М. Е. Минова // Креативные ресурсы работы с молодежью : учеб.-метод. пособие / под науч. ред. В. В. Познякова. – Минск : РИВШ, 2017. – С. 101–111.
- Минова, М. Е. Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2018. – 240 с.
- Минова, М. Е. Подготовка педагогов к формированию демократической культуры обучающихся в информационную эпоху : учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова, О. А. Мельник ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2018. – 179 с.
- Молчан, Э. М. Духовно-нравственные ценности как условие развитие личности учащегося / Э.М. Молчан // Вестник Брянского филиала Московского психолого-социального института - 2005. - № 2. - С. 7-9.
- Обучение педагогов по программе «ВДГ/ОПЧ»: как развивать способности учащихся оценивать информацию в СМИ и социальных сетях : учеб.-метод. пособие / В. А. Янчук, М. Е. Минова, Н. А. Залыгина [и др.] ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2016. – 48 с.
- Шестопалов, С. В. Нравственное воспитание личности старшеклассника / С.В. Шестопалов // Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов: межрегиональный сб. науч. трудов. - Рязань: РязГМУ, 2007.
- Шиховцова, Н. Н. Формирование нравственных ценностей у подростков во внеклассной работе / Н.Н. Шиховцова // Новые исследования в педагогико-психологических науках. Вып. 3. - М.: изд-во НИР РАО, 2006. - С. 103-109.
- Шляпникова, М. С. Ценностно-герменевтический подход к исследованию проблемы формирования нравственных ценностей учащихся в современной медиакультуре / М.С. Шляпникова, В.Ф. Морозов // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011.
- Поликультурное образование в условиях социального многообразия : учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова, О. А. Мельник, Н. А. Ульянченко. – Минск : АПО, 2017. – 126 с.
- Реализация подхода «Равный обучает равного» : пособие для педагогов-консультантов : учеб.-метод. пособие / Н. А. Залыгина, М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2016. – 140 с.
- Савченко, Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям / Вопросы психологии. - М., 1997. - № 3. - С. 22-31.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - Минск, 1988. - 241 с.