В случае любого конфликта вполне понятно, что для успешной жизнедеятельности и развития личности всех участников конфликта он должен быть обязательно эффективно разрешен.
Это диктует острую необходимость выявления причин конфликта в детско-родительских отношениях и их устранения. Без этого невозможно эффективно разрешить конфликт, т.е. не допустить его повторения. Практика показывает, что эти причины могут быть самыми разными, поскольку конфликты между родителями и детьми могут возникать под действием целого ряда психологических факторов.
Психологи выделяют целый ряд психологических факторов (причин) конфликтов в отношениях родителей и детей.
Во-первых, к причинам конфликтов между родителями и детьми относят тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Вполне понятно, что дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и детьми относят деструктивность семейного воспитания. Его чертами, как правило, являются следующие характеристики:
· разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
· противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
· опека и запреты во многих сферах жизни детей;
· повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
Данные черты выражаются в разнообразных ошибках воспитания. Наиболее
распространенной в нашей стране классификацией отклонений в стилях семейного воспитания является классификация А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер. Авторами были выделены следующие отклонения в стилях семейного воспитания.
Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности;
1. Доминирующая гиперпротекция: обостренноевнимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов;
2. Воспитание по типу «кумир семьи»;
3. Эмоциональное отвержение;
4. Повышенные моральные требования;
5. Непрогнозируемые эмоциональные реакции;
6. Жестокость;
7. Противоречивое воспитание.
Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи приводят к разнообразным
проблемам воспитания, таким как:
1. тревожность, страхи у ребенка;
2. высокий уровень агрессивности ребенка;
3. низкая адаптация к группе сверстников;
4. низкая адаптация к школьным требованиям;
5. негативизм одного или обоих родителей;
6. систематические нарушения правил и норм поведения.
Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить явный, так и скрытый (латентный) характер. Перечисленные проблемы влекут за собой появление еще одного фактора конфликтов между родителями и детьми – личностного фактора, поскольку среди личностных особенностей детей, способствующих возникновению конфликтов, называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п.
Справедливости ради необходимо отметить, что упрямство и эгоцентризм, непослушание может быть вызвано возрастным кризисом – еще одной причиной детско-родительских конфликтов.
Возрастной кризис – переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.
Детские психологи выделяют следующие возрастные кризисы детей:
1. кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
2. кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
3. кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
4. кризис пубертатного периода – сексуального созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12-14 лет);
5. подростковый кризис 15-17 лет.
Как показывает практика, наиболее часто конфликты у родителей
возникают детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
· конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
· конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
· конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
· конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
· реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
· реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
· реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Причины детско-родительских конфликтов – это взаимные ошибки во взаимоотношениях. Возникает вопрос: как их избежать? Другими словами, как снизить конфликтность детско-родительских отношений.
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми психологи называют следующие четыре направления.
· Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
· Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
· Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного
· процесса.
· Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Данные направления должны реализовываться в совокупности друг с другом. Только объединение перечисленных направлений может привести к эффективному снижению конфликтности отношений. В целом же родителям для снижения конфликтности в отношениях с ребенком может быть рекомендовано следующие:
1. всегда помнить об индивидуальности ребенка;
2. учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения; · стараться понять требования маленького ребенка; · помнить, что для перемен нужно время;
3. противоречия воспринимать как факторы нормального развития; · проявлять постоянство по отношению к ребенку;
4. чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; одобрять разные варианты конструктивного поведения;
5. совместно искать выход путем перемены в ситуации; уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
6. ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
7. дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
8. логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
9. учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
Учет перечисленных рекомендаций позволит установить родителю доверительные отношения с ребенком. Более того, они помогут установить и сохранить авторитет родителя в глазах ребенка.
Исследователь и учёный В.И.Гарбузов выделяет 9 вариантов родительского поведения:
Объяснительный. В рамках этого варианта родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, использует словесное объяснение, считает ребёнка равным себе и способным понимать разъяснения, обращённые к нему.
Строгий. В этом случае родитель использует в воспитании в основном силовые, директивные методы, навязывает ребёнку свою систему требований. Он жёстко направляет ребёнка на путь социальных достижений. При этом родитель часто блокирует активность и инициативность ребёнка. Этот вариант воспитания соответствует авторитарному стилю.
Компромиссный. Родитель для решения возникшей проблемы идёт на компромисс с ребёнком. Он предлагает ребёнку что-нибудь привлекательное взамен действия, непривлекательного для ребёнка или, например, предлагает распределить обязанности и трудности пополам. При таком варианте родитель хорошо ориентируется в интересах и желаниях ребёнка, осведомлён, что можно предложить ему взамен, знает, как и на что можно переключить внимание ребёнка.
Автономный. Родитель не стремиться навязать своё мнение или решение ребёнку. Он позволяет ему самому искать выход из сложившегося положения. Ребёнку такой родитель предоставляет максимум свободы в выборе и принятии решений.
Сочувствующий. Родитель сочувствует и сопереживает ребёнку при возникновении конфликтной ситуации. Но каких-либо действий по этому поводу не предпринимает. При таком варианте воспитания родитель склонен тонко и чутко реагировать на изменения состояния ребёнка.
Содействующий. Родитель знает, в какие моменты ребёнок нуждается в его помощи. Он обладает знаниями в какой степени можно оказать ребёнку помощь. Родитель при таком варианте реально участвует в жизни ребёнка, он старается помочь ему, разделить с ним трудности.
Ситуативный. У родителя с таким вариантом нет универсальной стратегии воспитания. Он принимает решения в зависимости от ситуации, которая сложилась. Требования к ребёнку и общая стратегия воспитания гибкие и лабильные.
Потакающий. Родитель, чтобы обеспечить физиологический и психологический комфорт ребёнку, готов принять любые действия, даже если они ему в ущерб. Интересы родителя полностью сосредоточены на ребёнке. Он ставит его интересы и потребности выше своих, а нередко и выше интересов семьи в целом.
Зависимый. При таком варианте родитель не уверен в себе, своих силах. Он ищет поддержки и помощи у более компетентного окружения. Это могут быть воспитатели, педагоги, учёные и т.д. Зачастую родитель может и перекладывать на них свои обязанности. Большое влияние на него имеет психологическая и педагогическая литература.
Что помогает выстроить диалог?
1. Открытые вопросы.
Обычно вопросы делятся на закрытые и открытые.
Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном — двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»). Например: «Сколько у тебя завтра уроков?», «Ты можешь встретиться с ним позже?», «Сколько человек ты хотел бы видеть на своем дне рождения?» и т. п.
Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни подростка, сколько позволяют поговорить с ним о его чувствах, ощущениях. Кто, если не родитель, даст ребёнку возможность поговорить об этом? Ради эксперимента, попытайтесь вспомнить, кто и когда вас последний раз спрашивал о том, что вы чувствуете в конкретной ситуации, искренне интересовался вашим душевным благополучием. Некоторые психологи отмечают, что открытые вопросы способствуют хорошим отношениям, закрытые затрудняют их формирование. Примеры открытых вопросов: «О чём бы ты хотел поговорить со мной?», «Что ты сейчас чувствуешь?», «Что ты почувствовал, когда услышал от меня эти слова?» «Почему тебе грустно?» и т. п. Открытые вопросы дают возможность ребёнку поделиться своими заботами с вами. Они передают ему инициативу в беседе и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, то есть свой внутренний мир.
2. Я-сообщения. Вспомните, как люди часто выражают свое недовольство
чьим-то поведением или словами: «Ты не делаешь ничего из того, о чем я тебя прошу!», «Ты снова опоздал!», «Как ты со мной разговариваешь?!». Во всех репликах говорится о другом человеке и, по сути, содержится обвинение, критика. Такие речевые конструкции называют «Ты-сообщения». В своей и чужой речи их проще всего опознать по словам «ты, тебя, тебе». Обвинение провоцирует обиду, вызывает желание обороняться, а лучшая защита, как известно, — нападение. Соответственно, с точки зрения налаживания отношений, «Ты-сообщения» малоэффективны. Гораздо более конструктивным способом построить диалог и/или уладить конфликтную ситуацию являются «Я-сообщения». В них есть возможность сообщить ребёнку о себе, своих чувствах и переживаниях, а не о нем или его поведении. Такие сообщения начинаются с личных местоимений: я, мне, меня. В самом упрощённом варианте структура Я-сообщений включает в себя ситуацию и чувства, которые эта ситуация вызывает. Например, «Я злюсь, когда меня перебивают» или «Когда я слышу ночью громкую музыку, начинаю нервничать». К этому можно добавить информацию о последствиях нежелательных действиях и предложение альтернативного варианта поведения, который бы устроил и вас тоже. Например, «Когда я слышу ночью громкую музыку, то начинаю нервничать, потому что понимаю, что не высплюсь и утром проснусь с больной головой. Громкую музыку днем или вечером я переношу спокойно, а утром она даже действует на меня положительно». Или «Мне тревожно, когда я прихожу с работы и вижу, что уроки не сделаны. Я буду чувствовать себя гораздо лучше, если они будут готовы до 21:00.».
«Я-сообщения» позволяют выразить свои негативные чувства так, чтобы не обидеть ребёнка. Кроме того, их использование сближает, позволяя быть искренними и лучше узнать друг друга.
3. Совместный досуг. Он обеспечивает необходимые предпосылки для разговора (время, место, настроение). Рисование, готовка, отдых на природе, интеллектуальные игры, ручной труд – вариантов множество. Вам не обязательно быть активным участником процесса, то есть, делать то же, что делает ребёнок. Вы можете наблюдать со стороны, проявлять интерес, вникать в его деятельность. Общий интерес порождает желание сотрудничать, а оно побуждает к диалогу.
Безусловно, как и любое воздействие на личность, семейное воспитание может носить как позитивный, так и негативный характер.
Повышенная конфликтность детско-родительских отношений – это один из аспектов негативного влияния семейного воспитания, специфика которого определяется самой природой семьи как группы людей, имеющих между собой кровные родственные связи. При этом приоритетная роль в разрешении конфликтов с ребенком отдается родителю.
Сами же конфликты между родителями и детьми, чаще всего, возникают из-за: типа внутрисемейных отношений, деструктивности воспитания, выражающейся в различных ошибках воспитательного воздействия (например, эмоциональное отвержение), возрастного кризиса ребенка, личностного фактора, т.е. свойств и качеств личности, как ребенка, так и родителя. Если говорить о профилактике конфликтов в рамках системы отношений «ребенок-родитель», то в целом она должна быть направлена на нивелирование взаимных ошибок при взаимодействии ребенка и родителя.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!
Предупреждение детско-родительских конфликтов
Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:
•Всегда помнить об индивидуальности ребенка.
•Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.
•Стараться понять требования маленького ребенка.
•Помнить, что для перемен нужно время.
•Противоречия воспринимать как факторы нормального развития.
•Проявлять постоянство по отношению к ребенку.
•Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.
•Одобрять разные варианты конструктивного поведения.
•Совместно искать выход путем перемены в ситуации.
•Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно».
•Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом справедливость и необходимость их использования.
•Дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его проступков.
•Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.
•Использовать положительный пример других детей и родителей.
•Учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
Таким образом, для предупреждения и разрешения детско-родительских конфликтов можно предложить следующие рекомендации:
•исключайте столкновения родителей и детей, так как они могут стать основой для разрушения хороших отношений;
делайте все от вас зависящее, чтобы быть добрым к ребенку и в то же время проявлять оправданную твердость;
•научите ребенка справляться со своим гневом;
•применяйте все способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина;
•предупреждайте конфликты при помощи понимания, прощения и способности уступать;
•основным методом общения с ребенком должна быть безусловная любовь;
•эффективно используйте стили поведения в конфликтной ситуации, учитывая конкретные обстоятельства.
раскрыть » / « свернуть